Изменения в ст.855 ГК РФ об очередности списания денежных средств

Федеральный закон от 02.12.2013 N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (вступил в силу 14 декабря 2013 г.)

Гражданский кодекс РФ дополнен положениями о том, что денежные средства для погашения задолженности по налоговым платежам и для расчетов по оплате труда списываются со счета в рамках одной очереди

Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ внесено изменение в установленную в п. 2 ст. 855 ГК РФ очередность списания денежных средств со счета должника, если их недостаточно для удовлетворения всех предъявляемых требований. Теперь Гражданский кодекс РФ дополнен нормой о том, что для удовлетворения требований как публично-правового, так и частноправового характера денежные средства списываются с банковского счета в рамках третьей очереди.

Таким образом, с 14 декабря 2013 г. в составе третьей очереди по п. 2 ст. 855 ГК РФ удовлетворяются требования:
- по платежным документам о перечислении или выдаче денежных средств для расчетов с лицами, работающими по трудовому договору (контракту);
- по поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты РФ;
- по поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление данных сумм в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Кроме того, Законом предусмотрены четвертая и пятая очереди списания денежных средств. В составе четвертой очереди теперь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований, не вошедших в первую, вторую и третью очереди, в составе пятой - списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Ранее законодатель относил к третьей очереди списание сумм заработной платы лиц, работающих по трудовому договору, и отчисления в некоторые внебюджетные фонды: ПФР, ФСС, ФОМС (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ). Платежи в бюджет (задолженность по налоговым платежам) и во внебюджетные фонды, не отнесенные к третьей очереди, осуществлялись в рамках четвертой очереди.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П порядок, в соответствии с которым списание зарплаты и отчислений в ПФР, ФСС, ФОМС имеет преимущество в очередности по отношению к недоимкам по налоговым платежам, был признан неконституционным. Частью 3 ст. 79 ФКЗ от 21.07.1994 N 1-ФКЗ предусмотрено, что положения, признанные не соответствующими Конституции РФ, утрачивают силу.

Для устранения образовавшегося пробела был разработан учитывающий правовую позицию Конституционного Суда РФ механизм, регулирующий очередность списания денежных средств со счета в случае их недостаточности для покрытия всех требований. Положение об указанной очередности содержалось в Федеральном законе от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" и в течение 16 лет переходило из одного федерального закона о бюджете в другой.

Согласно данному положению до внесения поправок в Гражданский кодекс РФ списание заработной платы работников по трудовым договорам и задолженностей по налоговым платежам должны сводиться в единую третью очередь, в пределах которой отчисления осуществляются в порядке очередности поступления расчетных документов. Это положение закреплено в измененной редакции Гражданского кодекса РФ, которая вступила в силу 14 декабря 2013 г.

Необходимо отметить, что законодательством предусмотрен порядок, в соответствии с которым при ликвидации организации выплаты заработной платы по трудовым договорам имеют приоритет перед налоговыми платежами (ст. 64 ГК РФ).

С более подробным комментарием Закона можно будет ознакомиться в материале "Документ недели от 17 декабря 2013 г.".

"Документ недели от 17 декабря 2013 г.":
ИЗМЕНЕН ПОРЯДОК ОЧЕРЕДНОСТИ СПИСАНИЯ С БАНКОВСКОГОСЧЕТА ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ НА НЕМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 02.12.2013 N 345-ФЗ)

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 345-ФЗ "О внесении изменения в статью 855 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 345-ФЗ) при недостаточности денежных средств на банковском счете платежи по требованиям бюджета и внебюджетных фондов будут списываться в третью очередь, так же как и денежные средства для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), и для уплаты страховых взносов.

В указанной ситуации все требования бюджета и внебюджетных фондов будут удовлетворяться в рамках третьей очереди платежей, а не третьей и четвертой очередей, как это предусматривалось ранее.

Закон N 345-ФЗ вступил в силу 14 декабря 2013 г.

Очередность списания денежных средств со счета в случае их недостаточности для удовлетворения требований приведена в соответствие с постановлением Конституционного Суда РФ

В Законе N 345-ФЗ установлено, что в случае недостаточности денежных средств на банковском счете в третью очередь списываются денежные средства по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты российской бюджетной системы, а также поручениям органов контроля за уплат! ой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов (новая редакция абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ).

Согласно Закону N 345-ФЗ в четвертую очередь будет происходить списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

Напомним, что ранее в третью очередь производилось списание по платежным документам о перечислении или выдаче денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по поручениям на списание средств в ПФР, ФСС РФ и ФОМС. В четвертую очередь производилось списание по платежным документам, предусматривающим те платежи в бюджет и внебюджетные фонды, которые не предусмотрены в третьей очереди.

Данные нормы отличались некоторой неопределенностью, поскольку вопрос о разграничении очередности платежей в бюджет и внебюджетные фонды мог быть разрешен различными способами в зависимости от того, возможно ли внести в третью очередь только не уплаченные в устан! овленные законом сроки суммы налогов и платежей бесспорного характера (недоимки) по поручениям налоговых органов или могут быть уплачены также добровольные платежи по требованиям бюджета и внебюджетных фондов (в порядке календарной очередности).

Необходимость внесения изменений в нормы об очередности списания денежных средств с банковского счета в случае недостаточности средств возникла давно. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П эти положения (абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ в прежней редакции) признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку по смыслу абз. 5 п. 2 ст. 855 ГК РФ (в прежней редакции) исключалась возможность в приоритетном порядке произвести добровольные перечисления по налогам, срок уплат! ы которых еще не истек.

В соответствии с указанной позицией Конституционного Суда РФ в ежегодные законы о федеральном бюджете вносилась оговорка о том, что при недостатке на банковском счете плательщика денежных средств платежи в бюджет и внебюджетные фонды подлежат списанию в третью очередь (см., к примеру, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов").

В судебной практике также не было сложностей п! ри применении правовых норм об очередности списаний денежных средств с банковского счета плательщика в ситуации, предусмотренной в абз. 1 п. 2 ст. 855 ГК РФ.
Судебная практика о применении норм права об очередности списания денежных средств с банковского счета:
- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2012 по делу N А52-4197/2011;
- Постановление ФАС Поволжского округа от 03.02.2011 по делу N А55-11156/2010;
- Постановление ФАС Московского округа от 28.09.2010 N КА-А40/10420-10 по делу N А40-134038/09-112-1021.

Фактически в соответствии с Законом N 345-ФЗ ежегодная "поправка" в п. 2 ст. 855 ГК РФ, содержащаяся в законах о федеральном бюджете, внесена непосредственно в названную норму Кодекса.

Добавить комментарий