Обжалование постановления Роспотребнадзора (Окончание)

Роспотребнадзор подал жалобу на решение Арбитражного суда Курской области, которым было отменено постановление Роспотребнадзора о привлечении организации к административной ответственности по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ.
В жалобе они опять ссылались на то, что по данной статье ответственность наступает за невключение в договор условий, предусмотренных Правилами бытового обслуживания населения.

Суд апелляционной инстанции оставил решение Арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу Роспотребнадзора без удовлетворения. Данное постановление мотивировано следующим:
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг населению, не соответствующих по качеству, комплектности или упаковке, требованиям установленных стандартами, техническими условиями или образцами.
Роспотребнадзором вменяется отсутствие в договоре с потребителем сведений, являющихся условием договора. Однако информация, недовведенная организацией до потребителя, не имеет отношения к качеству оказываемых услуг, поэтому выявленные Роспотребнадзором нарушения не образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, поскольку не являются ни продажей товаров, ни выполнением работ, ни оказанием населению услуг, которые бы не соответствовали требованиям нормативных правовых актов.

Кроме того, апелляционный суд не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что допущенное организацией нарушение образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления ему указанной информации в наглядной и доступной форме.
Основной перечень обязательных сведений о товаре (работах, услугах) предусмотрен Законом РФ "О защите прав потребителей" (пункт 2 статьи 10). Все сведения о товарах (работах, услугах) должны содержаться в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировке или указанные иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг), и доводиться до потребителей.
По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень необходимых сведений о них и способы доведения информации до потребителя устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства РФ (например, Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 утверждены Правила продажи отдельных видов товаров).
Кроме сведений о товарах (работах, услугах) потребитель имеет право получить информацию об изготовителе, исполнителе, продавце, о режиме работы изготовителя, исполнителя, продавца (статьи 9 и 11 Закона РФ "О защите прав потребителей").
Право потребителя на получение необходимой и достоверной информации конкретизируется другими федеральными законами.
Из материалов административного дела не усматривается, что организация уклонялась от предоставления информации о товаре, услуге, работах, изготовителе, продавце и исполнителе (режиме их работы), что такой информации не имелось в документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировке или что она не была указана иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
При этом, объективную сторону состава названного административного правонарушения (часть 1 статьи 14.8 КоАП РФ), образует нарушение права на получение необходимой и достоверной информации именно о товаре, услуге, работах, изготовителе, продавце и исполнителе (режиме их работы), а не о цене и дате исполнения заказа.
В данном случае, несоответствие содержания договора требованиям Закона не тождественно недоведению информации, поскольку получение необходимой информации о цене услуги, товара, работ и сроке исполнения заказа предшествует заключению договора.
Таким образом, отсутствие этих сведений не означает, что до потребителя в установленной форме эта информация не была доведена.
Договор является не формой доведения информации, не критерием качества, а формой заключения сделки.
При таких обстоятельствах, нарушение, допущенное организацией, также, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Поскольку судом установлено, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, с учетом позиции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", изложенной в пункте 9 оспариваемое постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене.
На этом основании апелляционный суд оставил решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу Роспотребнадзора без удовлетворения.

НАЧАЛО >>>

Добавить комментарий