Ответственность продавца за отказ обменять товар

ВОПРОС: В магазине куплен товар. В течение гарантийного срока в нем обнаружен недостаток. Продавец отказывается обменять его на товар надлежащего качества. Какую ответственность несет продавец за отказ обменять товар?

ОТВЕТ: Ответственность продавца за отказ обменять товар с недостатками на товар надлежащего качества установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».
Согласно п.1 ст.21 Закона в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Данная статья устанавливает, что продавец обязан заменить товар ненадлежащего качества потребителю в течение семи дней со дня, когда потребитель заявил такое требование продавцу. Однако может возникнуть ситуация, когда сразу определить причину недостатка невозможно. Для этого продавец вправе провести проверку качества товара для того, чтобы установить по чьей вине возник недостаток, по вине изготовителя или по вине продавца. Срок такой проверки может составлять двадцать дней. В этом случае продавец обязан заменить товар в течение двадцати дней со дня предъявления покупателем требования о замене товара.

В силу п.1 ст.23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Предусмотренная данным пунктом ответственность продавца за отказ обменять товар с недостатками на товар надлежащего качества в виде неустойки устанавливает ее взыскание за каждый день просрочки. Срок начинает течь со следующего дня, когда продавец должен был исполнить свою обязанность передать товар покупателю, то есть через семь либо двадцать дней со дня подачи продавцу покупателем претензии с требованием заменить товар. Размер неустойки составляет один процент от стоимости товара.

В соответствии с п.5 и п.6 ст.13 Закона требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке (п.5).
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п.6).
Из указанного положения следует, что если потребитель обратился с требованием о взыскании неустойки непосредственно к продавцу, то последний обязан удовлетворить такое требование в добровольном порядке. В случае отказа продавца удовлетворить такое требование потребителя в добровольном порядке, потребитель может обратиться с этим требованием в суд. При удовлетворении данного требования судом на продавца будет наложен штраф в размере пятидесяти процентов от присуждаемой суммы, как ответственность продавца за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя.

Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Как следует из указанной статьи, ответственность продавца за отказ обменять товар с недостатками на товар надлежащего качества может быть возложена в виде компенсации морального вреда. Размер компенсации морального вреда не зависит от размера взыскиваемой суммы (размера неустойки). Также компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Таким образом, ответственность продавца за отказ обменять товар с недостатками на товар надлежащего качества, установленная Законом РФ «О защите прав потребителей», предусматривает взыскание с продавца: неустойку в размере одного процента за каждый день просрочки исполнения требований потребителя, компенсацию морального вреда и штраф в размере пятидесяти процентов за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА:

25.07.2017

Добавить комментарий