Сроки предъявления претензий по качеству товара по договору поставки

ВОПРОС: Поставщиком (продавцом) покупателю был передан товар ненадлежащего качества. Какие предусмотрены сроки предъявления претензий по качеству товара по договору поставки.

ОТВЕТ: Согласно п.1 ст.518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
Исходя из данного пункта, в случае обнаружения покупателем недостатков в товаре он вправе предъявить поставщику требования: об уменьшении покупной цены, о безвозмездном устранении недостатков, о возмещения своих расходов на устранения недостатка, а также иные, установленные ст.475 ГК РФ. В тоже время законом установлены сроки предъявления претензий по качеству товара по договору поставки.

В силу п.2 ст.477 ГК РФ если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. Срок для выявления недостатков товара, подлежащего перевозке или отправке по почте, исчисляется со дня доставки товара в место его назначения.
Указанным пунктом предусмотрены сроки предъявления требований к поставщику, если на товар не установлены гарантийный срок или срок годности товара. Такой срок составляет не более двух лет со дня получения товара.

Как следует из п.3 ст.477 ГК РФ, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности товара (п.4 ст.477 ГК РФ).
Перечисленными положениям установлены сроки предъявления претензий по качеству товара по договору поставки, если на него установлен гарантийный срок или срок годности. Такие претензии покупатель может предъявить поставщику не позднее истечения гарантийного срока или срока годности.

Однако законом для гарантийного срока установлено некоторое ограничение. Так, согласно п.5 ст.477 ГК РФ в случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
Следовательно, при обнаружении недостатка после истечения гарантийного срока, который составляет менее двух лет, но в срок не более двух лет, поставщик отвечает за указанные недостатки. Но в этом случае покупатель обязан доказать, что недостаток возник до передачи ему товара или по причинам, которые возникли до того, как ему был передан товар.

В соответствии с п.1 ст.477 ГК РФ если иное не установлено законом или договором купли-продажи, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в сроки, установленные настоящей статьей.
Данным пунктом предусмотрено, что стороны могут изменить сроки предъявления требований, указанные в статье 477 ГК РФ, и договором установить другие сроки. В этом случае сроки предъявления претензий по качеству товара по договору поставки, действуют те, которые стороны установили договором.

Кроме того, необходимо учитывать и следующее.
В силу п.1 ст.476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п.2 ст.476 ГК РФ).
Это означает, что если на товар не установлен гарантийный срок, то обязанность доказать, что недостаток возник не по его вине, возложена на покупателя. Если на товар установлен гарантийный срок, то поставщик (продавец) обязан доказать, что недостаток возник не по его вине.

Учитывая изложенное, законом установлены следующие сроки предъявления претензий по качеству товара по договору поставки. При отсутствии гарантийного срока или срока годности, покупатель вправе обратиться к продавцу в течение двух лет, при этом он должен доказать, что недостаток возник не по его вине. Если гарантийный срок или срок годности установлены, то покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, в течение указанных сроков. При этом поставщик (продавец) отвечает за недостатки товара если не докажет, что они возникли по вине покупателя. Договором могут быть установлены также иные сроки, в течение которых покупатель вправе обратиться к поставщику в связи с поставкой товара ненадлежащего качества.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ:

15.04.2019

Author: Олег Умеренков