Posted in Защита прав потребителей, Консультации
Author: Олег Умеренков Published Date: 24.06.2019
ВОПРОС: Подрядчиком были произведены работы ненадлежащего качества. Требования потребителя об устранении недостатков выполнены не были. Какая предусмотрена ответственность подрядчика за отказ устранить недостатки выполненных работ?
ОТВЕТ: Пунктом 1 статьи 29 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» установлен ряд требований, которые потребитель вправе предъявить к подрядчику, если обнаружены работы ненадлежащего качества, поскольку подрядчик несет ответственность за их качество. К числу таких требований относится и требование устранить недостатки выполненных работ.
В силу п.1 и п.2 ст.31 Закона о защите прав потребителей требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Требования потребителя о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) подлежат удовлетворению в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а в случае, если этот срок не установлен, в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен.
Как видно из указанных пунктов, законом установлены сроки на устранение недостатков выполненных работ, а также сроки выполнения иных требований потребителя, если были выполнены работы ненадлежащего качества, за которые установлена ответственность подрядчика.
Согласно п.3 ст.31 Закона о защите прав потребителей за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
Пунктом 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей определено, что в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Исходя из перечисленных положений, за отказ устранить недостатки выполненных работ подрядчик несет ответственность в виде неустойки (пени). Размер такой неустойки составляет три процента от суммы договора за каждый день просрочки. Неустойка начинает исчисляться со следующего дня, когда требования потребителя должны быть удовлетворены.
Договором между заказчиком и подрядчиком может быть установлен более высокий размер неустойки. Однако размер неустойки не может быть уменьшен сторонами договора, то есть он не может быть меньше трех процентов, установленных законом. Если договором размер неустойки все-таки был уменьшен, то в случае возникновения спора судом будет применяться размер неустойки, установленный законом.
В соответствии с абз.4 п.5 ст.28 Закона сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).
Данным абзацем предусмотрено, что исчисленная сумма неустойки не может превышать сумму выполненных работ, которая указана в договоре. Следовательно, даже если с учетом просрочки подрядчика рассчитанная сумма неустойки будет превышать сумму договора, судом будет взыскана неустойка только в размере равном сумме выполненных работ, указанной в договоре. Исходя из чего указанное положение направлено на защиту прав подрядчика, поскольку ограничивает ответственность подрядчика перед потребителем, если выполнены работы ненадлежащего качества и недостаток не устранен.
Согласно п.6 ст.13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку требования потребителя, как об устранении недостатков выполненных работ, так и об уплате неустойки, должны быть исполнены подрядчиком в добровольном порядке, то за несоблюдение добровольного (внесудебного) порядка удовлетворения требований потребителя подрядчик несет ответственность в виде штрафа. Размер штрафа составляет пятьдесят процентов от суммы, взыскиваемой судом с подрядчика.
Кроме того, законом предусмотрена ответственность подрядчика в виде компенсации морального вреда.
В силу ст.15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Таким образом, если подрядчиком были произведены работы ненадлежащего качества, и требования потребителя об устранении недостатков выполнены не были, законом предусмотрена ответственность подрядчика за отказ устранить недостатки выполненной работы. В этом случае, кроме права потребителя на возврат уплаченной суммы, подрядчик несет ответственность в виде неустойки (пени) в размере трех процентов от суммы договора, и штрафа за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя в размере пятидесяти процентов от присужденной судом суммы. С подрядчика также взыскивается компенсация морального вреда, размер которой не зависит от размера взыскиваемой судом денежной суммы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА:
24.06.2019
Tagged Ответственность исполнителя, Услуги/подряд