Обжаловать отказ согласования перепланировки помещения

ВОПРОС: Были поданы документы на перепланировку квартиры. Однако было принято решение об отказе в согласовании перепланировки. Как обжаловать отказ в согласовании перепланировки?

ОТВЕТ: В силу ч.3 ст.27 ЖК РФ решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Данная норма Жилищного кодекса РФ предусматривает, что отказ согласования переустройства или перепланировки помещения в многоквартирном доме может быть обжалован в суде.

Обжалование отказа в согласовании перепланировки происходит в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (ст.ст.218-228 КАС РФ).
Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из данного положения, срок для обжалования решения составляет три месяца. Однако этот срок исчисляется не с момента, когда был отказ в согласовании перепланировки, а с момента, когда заявителю стало об этом известно. Например, решение должно быть выдано заявителю лично или направлено ему по почте не позднее трех дней с момента его принятия. Следовательно, о принятом решении заявитель должен узнать либо в день обращения за решением, либо в день получения его по почте. Именно с этого момента и следует исчислять срок на обжалование отказа согласования переустройства или перепланировки помещения. Кроме того, пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.

Согласно ч.2 ст.220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
5) иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действия (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя в числе таких данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
6) сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в статье 40 настоящего Кодекса лицами — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
7) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
8) сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи и соответствующие ходатайства;
9) сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая жалоба подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Из приведенной части статьи 220 КАС РФ необходимо выделить положения, указанные в пунктах 6 и 7. Так, в административном исковом заявлении должны быть указаны права или законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушает обжалуемое решение об отказе в согласовании перепланировки. Применительно к случаю, когда был отказ согласования переустройства или перепланировки помещения, нарушаются: право на осуществление перепланировки и право пользования помещением по своему усмотрению.
Также в заявлении должно быть указано, каким нормативным правовым актам не соответствует обжалуемое решение. Поскольку отказ в согласовании перепланировки допускается только по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ, то необходимо указать, какому из пунктов части 1 статьи 27 ЖК РФ не соответствует решение.

Как следует из статьи 226 КАС РФ, административное исковое заявление рассматриваются судом в течение одного месяца.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения об отказе в согласовании перепланировки суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа на принятие оспариваемого решения;
б) порядок принятия оспариваемого решения;
в) основания для принятия оспариваемого решения;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Исходя из перечисленных положений, решение об отказе в согласовании перепланировки может быть отменено судом при наличии одновременно двух условий: нарушение прав заявителя и несоответствие решения Жилищному кодексу РФ.
В частности, если был отказ в согласовании перепланировки, то нарушается право пользования помещением по своему усмотрению, а именно право на осуществление перепланировки помещения.
Решение признается несоответствующим нормативно правовым актам, если заявителю было отказано по основаниям, которые не предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

Так, согласно ч.1 ст.27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Если заявителю отказано не по перечисленным основаниям, то в этом случае суд отменяет решение об отказе в согласовании перепланировки.

Таким образом, отказ в согласовании перепланировки может быть обжалован в суд, если при этом нарушены права заявителя, и решение об отказе принято не по тем основаниям, которые указаны в Жилищном кодексе РФ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ЮРИСТА ПО ЖИЛИЩНОМУ ПРАВУ:

09.05.2019

Оцените статью
Юридические услуги